Официальный сайт Государственной Думы
НарышкинСергей Евгеньевич

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации VI созыва

Председатель Госдумы России Сергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью агентству Синьхуа

Председатель Госдумы России Сергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью агентству Синьхуа

"RUSSIAN.NEWS.CN", 3 июля 2015 г.

1. В начале июля в Уфе пройдет саммит БРИКС. Чего ждет от предстоящего саммита Россия как страна, председательствующая в организации в этом году? Результатов в каких сферах от саммита в Уфе ждет Россия?

Уверен, что руководители стран БРИКС обсудят как долгосрочные цели объединения, так и новые шаги на пути к общему будущему. Есть все основания поговорить о конкретном продвижении таких инициатив, как Новый банк развития и создание пула условных валютных резервов -- соглашения о которых Государственная Дума ратифицировала в этом году.

Разумеется, предстоит и глубокое обсуждение быстро меняющейся международной ситуации и тех вызовов, которые уже проявились в разных регионах планеты, влияя на политику наших стран. Полагаю, всем серьезным экспертам ясно, что корни самых острых угроз -- во многом кроются в действиях наших западных оппонентов, в их идеологии исключительности и однополярном подходе к разрешению глобальных проблем в любых сферах: от финансового регулирования -- до спорта.

Надеюсь также, что лидеры подведут итоги десятков мероприятий, состоявшихся в преддверии саммита, в числе которых был и первый Парламентский форум БРИКС в Москве. И я хотел бы еще раз поблагодарить Председателя Постоянного комитета ВСНП господина Чжан Дэцзяна за активную поддержку столь важного мероприятия и за интересное, глубокое, содержательное выступление на нашем Форуме.

Кроме появления нового парламентского измерения, мы видим расширение повестки БРИКС в культурном сотрудничестве, молодежных контактах, взаимодействии в информационной сфере и по многим другим направлениями. Новые аспекты деятельности БРИКС -- один из результатов года российского председательства. К тому же проведение главного саммита не в столице -- подчеркивает экономический потенциал российских регионов.

Еще один момент. Сейчас многие западные правительства мешают своим бизнесменам, инвесторам развивать отношения с Россией. Но это лишь открывает дополнительные возможности для партнеров из государств БРИКС. Причем возможности стратегические, на дальнюю перспективу. Память о том, что некоторые прежние партнеры оказались не в состоянии соблюсти контрактные обязательства -- а другие, новые, наоборот, положительно заявили о себе -- в экономике бывает долгой.

2. Какую роль сыграет саммит БРИКС в Уфе для содействия глобальному миру и безопасности, ускорения экономического развития стран БРИКС и продвижения восстановления мировой экономики в наблюдающихся условиях обострения противоречий по актуальным проблемам международной политики и недостатка энергии для восстановления мировой экономики?

Отчасти уже ответил на этот вопрос. Потому что интересы и ожидания России от предстоящего саммита -- совпадают с интересами большинства стран мира и с их ожиданиями позитивных перемен.

К сожалению, сейчас политическая конъюнктура в значительной мере преобладает над интересами экономического развития. И Вы совершенно правы в том, что политические противоречия все сильнее мешают восстановлению и прогрессу мировой экономики. Поэтому противодействовать таким вызовам -- тоже необходимо сообща, отстаивая общую позицию, которая основана на объективном анализе ситуации.

Именно с правильных оценок начинается движение в правильном направлении. И заявления, которые делаются на саммитах БРИКС -- это те здравые оценки, которых сейчас часто не хватает многим другим представительным международным встречам.

3. Как Вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы развития механизма БРИКС? Какую роль играет данный механизм в совершенствовании системы глобального управления и содействии демократизации международных отношений?

Само появление и развитие БРИКС стало неприятным вызовом для тех, кто хотел бы видеть мир однополярным. И уже с самого начала имели место внешние попытки подорвать процесс укрепления нашего объединения. Но произошло, к счастью, иное. БРИК превратился в БРИКС, расширился и стал сильнее, приобрел новых друзей, сторонников и сферы деятельности.

Существование БРИКС -- один из мощных факторов, которые сдерживают и не позволяют реализовать диктаторские амбиции в современном мире. Это модель равноправного сотрудничества, которой чуждо блоковое мышление. В отличие от наших оппонентов -- мы свои представления никому не навязываем -- и в том числе поэтому наша общая позиция приобретает все большую поддержку.

Наконец, сотрудничество стран БРИКС в рамках других международных структур -- один из тех факторов, которые не позволяют превратить эти структуры в инструмент давления. Мы предлагаем всем странам -- сохраняя свои традиции, уважая историю и право на свое видение собственной судьбы -- принять участие в строительстве общего будущего.

4. Сейчас страны БРИКС усиленно занимаются созданием нового банка развития и резервного фонда. Какое, по Вашему мнению, значение будет иметь усиление финансового сотрудничества в рамках БРИКС для совершенствования глобального финансового управления? Какие у Вас есть рекомендации по поводу дальнейшего углубления финансово-экономического сотрудничества между странами БРИКС?

В чем вижу особую значимость двух названных проектов? У наших стран -- много успешных наработок в сфере национальной экономической политики. Существует большой позитивный опыт двустороннего сотрудничества между разными странами БРИКС. Но надо также расширять практику многостороннего экономического сотрудничества в рамках БРИКС, которое может принести свои выгоды и нам, и всему миру.

Так что Вы очень правильно связываете проекты БРИКС не только с конкретными инвестиционными задачами, но и с общим оздоровлением глобальной экономической атмосферы.

Здесь востребована не только программа действий, но и кадры, которые будут осуществлять ее реализацию. Ведь не секрет, что наши оппоненты стараются затормозить более широкое участие других стран в обсуждении глобальных решений, ссылаясь на якобы существующий кадровый дефицит и недостаток опыта у всех, кроме них. А также -- пытаясь навязать выгодные только им новые трансатлантические и транстихоокеанские правила торговли и инвестиций.

5. Какие сферы сотрудничества в рамках БРИКС Вы считаете ключевыми? Как странам БРИКС следует обогатить содержание сотрудничества, чтобы повысить вес организации на международной арене? В Москве 8 июня прошел Парламентский форум БРИКС. Как Вы считаете, какую роль играет межпарламентское сотрудничество БРИКС в стимулировании развития механизма БРИКС в общем?

Одно из самых перспективных направлений -- это парламентское взаимодействие. Высшие органы законодательной власти стран БРИКС провели свой первый Парламентский форум -- и это действительно историческое событие для нашего объединения. При этом законодатели и до него участвовали в работе по развитию БРИКС. Имею в виду и парламентские дискуссии о перспективах объединения, и, конечно, ратификации документов. Та степень политического сближения, как и проекты экономического сотрудничества, которые уже есть у БРИКС -- объективно требуют более интенсивного парламентского диалога. Будет полезно, если не только Форум, но и другие парламентские консультации получат свой календарь проведения и станут органичной частью ежегодных программ мероприятий БРИКС.

В этой связи полностью поддерживаю предложения господина Чжан Дэцзяна о создании многоуровневого механизма для межпарламентского диалога в рамках БРИКС и проведении регулярных встреч представителей парламентов стран БРИКС на площадках Межпарламентского союза.

Со своей стороны, мы готовы к активной и плотной работе с коллегами по реализации всех инициатив, закрепленных в нашем совместном заявлении по итогам московского парламентского форума БРИКС. А первое заседание рабочей группы представителей парламентов наших стран по выработке конкретных форматов дальнейшего сотрудничества, которую я предложил создать -- возможно, пройдет уже этой осенью на полях IV Международного парламентского форума в Москве.

6. На Западе существует мнение, что усиление стран БРИКС может стать угрозой ВТО, МВФ и другим глобальным экономическим структурам, лидирующую роль в которых играют страны Запада, и даже изменить соотношение экономических сил в мире. Как Вы смотрите на такие опасения стран Запада?

БРИКС ориентирован на сохранение международных институтов и их эффективную работу. И если что-то в современной работе институтов - - например, финансового регулирования -- нас не устраивает, мы отнюдь не призываем их разрушать и не выходим из их состава, а предлагаем свое видение реформ, приглашаем к диалогу.

Опасаться нужно совсем другого. А именно -- ползучего разрушения международного права и усиления эгоистических, гегемонистских замашек властей США и стран НАТО. Ведь именно в них -- корень трагедий в разных регионах мира, именно они лежали в основе глобального финансово-экономического кризиса и других потрясений. И если сначала граждане западных стран в чем-то меньше ощущали их влияние, чем остальной мир -- то теперь, с каждым днем, эти проблемы все сильнее бьют и по ним тоже. Поэтому и на Западе, прежде всего в Европе, все больше людей задумываются о переменах.

Отстаивая свои ключевые позиции /на сегодняшний день уже не вполне заслуженные/ в таких структурах, как, например, МВФ, западные власти одновременно защищают и неэффективные механизмы работы. Если проводить действительно серьезные и давно назревшие реформы, соотношение сил в том же МВФ изменится, отражая реалии мировой экономики.

Позицию стран БРИКС могут считать для себя угрозой только те, кто хочет сохранения несправедливости и неравноправия. Обратите внимание: в отличие от наших государств, которые делают упор на экономическое сотрудничество и честный диалог по всем вопросам, оппоненты -- нацелены на укрепление военных, агрессивных блоков и финансовый диктат. Разница в подходах весьма красноречива.

Повторю: усиление стран БРИКС и тех принципов, которые мы вместе отстаиваем, помогут и повысить эффективность соответствующих институтов, и сделать жизнь людей во всем мире более безопасной, обеспеченной, более счастливой.